АПСНЫ. СТРАНА ДУШИ

ПРАВОСЛАВИЕ И АБХАЗЫ

Религия

ПРАВОСЛАВИЕ И АБХАЗЫ

Благая весть о воскресении Христовом была принесена на абхазскую землю св. апостолами Андреем Первозванным и Симоном Кананитом. Один из их - св. Симон -принял мученическую кончину у древней Анакопии. До сих пор большой известностью среди верующих не только Абхазии, но и России пользуется пещера близ Нового Афона, где он подвизался в подвигах поста и молитвы. Согласно сообщению церковных писателей раннего периода на восточном побережье Понта, в том числе и на территории Абхазии, вышеназванные святые апостолы, ведя проповедь, обратили в христианство многих жителей этого края. Вообще в дореволюционной русской христианской литературе существовало мнение, что абхазы были обращены в православную религию первоапостолами.
Необходимо также учесть, что во времена принципата

Флавия Веспасиана на территории Абхазии служили христиане-солдаты от легиона XII Fulminata. Также в первохристианскую эпоху близ Сухума приняли мученическую кончину епископ Каманский св. Василиск и с ним четверо его товарищей. При Диоклетиане Абхазия была местом ссылки христиан. Несомненно, что церковь в Абхазии и тогда выдержала гонения, потому что на Первом Вселенском соборе (325 г.) присутствовал и подписал его решения представитель Абхазии епископ Питиунта (Пицунды) Стратофил. Также в эпоху первохристиан в Каманах (под Сухумом) скончался архиепископ Константиногра-да, один из величайших отцов Церкви св. Иоанн Златоуст. Образ этого великого святого до сих пор в глазах всей православной России связан с Абхазией.
На территории Абхазии археологами обнаружены памятники христианской архитектуры и утвари IV - V веков, Позже, после победы православия в Восточной Римской империи, начался процесс массовой христианизации местного абхазского населения. Так, в 529 году, в царствование императора Юстиниана, абхазы официально (как бы вторично) приняли христианство в качестве государственной религии, Памятники восточно-православной церкви VI века - великолепные

Драндский, Гагрский и Цандрипшский (частично разрушенный) храмы стоят доныне.
С VII века абхазские цари характеризуются как "христолюбивые государи". В том же столетии (если не с VI века) абхазская церковь удостаивается высокого статуса автокефалии, т. е. самостоятельной, Абхазское автокефальное архиепископство как входящее в юрисдикцию Константинопольского патриархата упоминается в Notltiae episcepatuum в VII, IX и Х веках.
В начале Х века аланы на Северном Кавказе принимают христианство при непосредственном содействии абхазского царя Константина Третьего. В XII в. абхазские и аланские архиепископства были объединены. И в XIII веке митрополии Алании, Абхазии и Зихии (Адыгеи) также были объединены, и представитель глав трех кафедр принимал участие в работе Константинопольского собора, который проходил первый период правления Андроника Старшего в 1292 году.
С XIII века в Абхазии создается институт католи-коства. Пока установлено имя только первого поствизантийского католикоса Абхазии Арсения, интронизированного (причисленного к лику святых в 1390 году. С этого периода абхазский католикосат объединяет и всю западную Грузию, включая Гурию,

Имеретию, Сванетию и Ахалцихский край. И тогда же главным собором абхазских католикосов становится знаменитый собор Андрея Первозванного в Пицунде, Исторические хроники зафиксировали имена 18 абхазских самостоятельных католикосов периода с 1390 по 1795 годы, последний из которых -Максим - был похоронен в 1795 году в Киево-Печорской лавре.
Необходимо отметить, что с XVI века, в связи с появлением турок на побережье, абхазские католикосы вынуждены были перенести свою резиденцию в более безопасное место, в Имеретию - в Гелати. С тех пор они посещали Абхазию лишь изредка, несколько раз в году.
В 1810 году Абхазия присоединилась к России. С этого времени по 1914 год на абхазской епископской кафедре сменились 13 епископов Русской православной церкви. В этот период, особенно с начала XX века, многое делалось для возрождения христианства среди абхазского народа. Были переведены на абхазский язык тексты Священного Писания, богослужебные книги и другая религиозная литература. В 1917 году в Сухуме состоялся Всеабхазский поместный съезд христианского клира. Тогда же была принята резолюция, в которой говорилось: "Многострадальная Абхазская церковь, претерпевшая ужасы на своем терновом историческом, крестном пути, образовала отдельную независимую, вполне самостоятельную Абхазскую епархию с пребыванием выборного от абхазского народа епископа с предоставлением ему всех прав главы независимой Абхазской церкви со всем необходимым для сего учреждения в

г. Сухуме", Но этому осуществиться не было дано - революция помешала.
Вместе с тем вековые традиции христианства не могли не оставить свой яркий след в становлении социального и культурного облика абхазского народа. Дело в том, что в христианском вероучении был претворен богатейший общечеловеческий опыт. К тому же сама природа этого вероучения такова, что его уяснение и проповедь постоянно требовали кол-

лективных усилий и известной опоры на знания, вынесенные из общественной жизни. И, что еще важнее, существование церкви как общества верующих строилось на воспроизведении тех универсальных психологических связей, которые лежали в основе реального социального взаимодействия.
Словом, православие сыграло большую роль в становлении духовного, морального, этического и культурного облика абхазского народа на протяжении веков, В этой связи академик Н. Я. Марр писал; "Абхазский

народ заслуживает, однако, самого серьезного внимания и историка христианской культуры на Кавказе. Абхазский народ в лице его передовых слоев, преимущественно знати, был долгое время, веками, сподвижником носителей христианского света и его проповедников в соседних странах. Языческим племенам христианизированная часть абхазского народа могла нести евангельское учение, а христианским народам с восточно-христианской культурой - греческое просвещение".
Сегодня в освобожденной Абхазии существуют все условия для возрождения Абхазской автокефальной православной церкви. К сожалению, репрессивная идеология диктатуры коммунистов во многом вытравила из души абхазского народа не только высокую христианскую духовность, но и некоторые элементы национально-этического характера, в том числе и некоторые основополагающие заповеди АПСУАРА - этического кодекса абхазов. Вот почему в послевоенное время в Абхазии мы встречаем никогда прежде не свойственные абхазам элементы деструктивизма в поведении молодых людей. Поэтому я призываю абхазское духовенство начать кропотливую работу по катехизации целого народа. Необходимо составить и восстановить литургическую процедуру и в конечном итоге вернуть абхазской церкви былое величие.
Ермолай АКВИНСКИЙ


Оглавление

Абхазия - страна души

Hosted by uCoz